ФОНД СОРОС КАЗАХСТАНА И ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся некоммерчески направленных ассоциаций и организаций, огражденных от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти и бизнеса, а также других внешних факторов. Можно ли утверждать, что гражданское общество в Казахстане соответствует этому определению, либо у нас, как заявляет власть, свой особый путь развития демократии?

Следует понимать, что демократия и гражданское общество формируют люди из среднего класса, который в Казахстане составляет не более 10% от общего числа трудоспособного населения. В этом главная причина слаборазвитого гражданского общества Казахстана.

Иные причины выявляются  путем анализа работы общественных, некоммерческих организаций. То есть путем оценки достижения заявленных результатов.

Кроме этого, следует провести анализ ограничений, которые выставляет государство в области развития гражданского общества.  Это касается ограничения деятельности СМИ, НКО, международных донорских организаций, действующих на территории Казахстана, а также репрессивный подход в отношении свободы слова и прав человека.

Как уже написано выше, главной причиной слаборазвитого гражданского общества является бедность населения. Если бы средний класс составлял не менее 30% от общего количества трудоспособных граждан, то общественные институты существовали бы на добровольные пожертвования граждан, что в идеале и является независимым финансовым источником НПО. Но раз уж бедность населения не позволяет вести общественную деятельность, создавать независимую прессу, на помощь бедным странам вроде Казахстана приходят международные донорские организации.

Следует участь, что донорские организации не всегда финансируют инициативы по развитию демократии и  гражданского общества, развитию свободных медиа, соблюдению прав человека и т.д. Финансирование гражданских инициатив осуществляется выборочно и ситуативно, что зависит от политических, экономических и социальных процессов в данном регионе. Надо также понимать, что представители некоторых международных организаций и даже посольств западных стран иногда грешат банальной раздачей грантов.

Причиной такому подхода является некомпетентность работников местных филиалов этих международных структур. Ведь для того, чтобы был выбор между действительно достойными кандидатами среди НПО, необходимо обеспечить участие в конкурсе достаточного количества неправительственных организаций. А это достижимо лишь в результате тщательного мониторинга общественно-политической ситуации в стране, поиска и приглашения к сотрудничеству  представителей тех организаций, которые в состоянии предоставить новые идеи и подходы в реализации значимых проектов.

Кроме того, следует отметить, что важные общественные инициативы зачастую ограничиваются проведением чайных церемоний в кругу близких для организации «друзей» и чиновников, готовых сыграть роль свадебных генералов.

Чтобы наглядно понимать происходящее в системе казахстанских НПО и их отношений с международными грантодающими структурами, возьмем в качестве примера отчеты о деятельности Фонда «Сорос-Казахстан» (ФСК).

Международный благотворительный Фонд Сороса работает в Казахстане с 1995 года.  За более чем 20-летнюю деятельность ФСК выделял гранты на образовательные, культурные, правовые, благотворительные и другие общественно значимые проекты. ФСК  ежегодно публикует свой финансовый отчет на сайте, там можно узнать о выделенных суммах и организациях, получивших гранты.

Как указано на официальном сайте ФСК, «в 2012 году Фонд объявил о начале реализации новой пилотной инициативы по развитию гражданского общества. Эта инициатива направлена на усиление потенциала региональных неправительственных организаций через их участие в специальных тренинговых и грантовых программах, предоставление им профессиональных консультаций, а также разработку информационных ресурсов».

Рассмотрим, что было сделано за прошедшие 5 лет Фондом «Сорос-Казахстан» для достижения заявленной цели.

Антон Артемьев

Кроме того, обратим ваше внимание на то, что с мая 2012 года должность председателя правления ФСК занял Антон Артемьев, который, видимо, должен был вдохнуть новую жизнь в деятельность организации.

В своем отчете за 2012 год ФСК отмечает:

«За последние годы ситуация с правами человека в Казахстане заметно ухудшилась, что отражается и в международной оценке соблюдения политических прав и гражданских свобод в Казахстане были нарушены. События в Жанаозене также повлекли за собой преследование оппозиции, поддержавшей забастовщиков, и независимой прессы, освещавшей эти события».

После такого заявления соблюдающая принципиальная международная организация обязана была следовать ему, то есть на деле заняться поддержкой проектов, направленных на защиту гражданских и политических прав и свобод человека. Поэтому предлагаем рассмотреть деятельность Фонда «Сорос-Казахстан» в реализации программ, направленных на защиту прав человека.

Хроника программы «Правовая реформа» — 2012 год

Миссия программы «Правовые реформы» направлена на «содействие в обеспечении большего соответствия казахстанского законодательства и его правоприменительной практики международным стандартам прав человека»

В 2012 году на программу «Правовые реформы» было выделено 131 126 077 тенге из общего бюджета в 572 429 816 тенге.

Из этой суммы на зарубежные поездки отечественных представителей НПО потрачено:

— Участие в совещание ОБСЕ по рассмотрению выполнения обязательств, посвященных человеческому измерению (Варшава, Польша), — 1 423 765 тенге

— На прочие поездки отечественных НПО было выделено 5 098980 тенге. Следует отметить, что международные мероприятия, на которые ездили наши НПО-шники,  связаны с правом на образование и здравоохранение. Ни одна поездка не относилась к гражданско-политическими правам.

Касательно проектов, получивших финансирование по программе «Правовых реформ», такая же история.

Например, на реализацию нескольких проектов ОФ «Кредо» связанных с паллиативной помощью, ФСК в 2012 году выделил 8 221 000 тенге. В общей сложности на программу развития паллиативной помощи было выделено различным организациям 11 709 000 тенге.

На реализацию проектов, связанных с инклюзивным образованием, выделено 16 252 000 тенге.

Сколько же было выделено на гражданские и политические права человека в Казахстане в 2012 году?

Проект «Доступ к справедливому судебному разбирательству» получил финансирование в размере 5 900 000 тенге. Автор и реализатор проекта — Казахстанское бюро по правам человека и соблюдению законности.

Удивил проект «Исследования в области доступа к информации эффективного управления и административных процедур в Казахстане».  Интересно, каким образом менеджмент, пусть даже государственный, можно отнести к правам человека? Скорее это относится к бизнес образованию. Но это не помешало ФСК выделить средства в размере 1 500 000 тенге общественному фонду «Астана Центр Консалтинг».

На проведение конференций и научных исследований в области права ОФ «Центр исследования правовой политики» в 2012 году получил от ФСК 11 490 000 тенге. На сайте данной организации можно подробно ознакомиться с научными трудами, на которые были потрачены эти средства.

Из вышесказанного следует вывод, что на развитие гражданских прав Фондом «Сорос-Казахстан» было выделено 17 390 000 тенге, из них 11 490 000 тенге были потрачены на теорию, а практическая часть велась только Бюро по правам человека.

2013 год

На программу «Правовые реформы» в 2013 году было потрачено 204 178 970 тенге.

44 555 000 тенге было выделено Казахстанскому бюро по правам человека.    Институциональная поддержка — то есть, полное покрытие административных расходов и заработных плат сотрудникам — составила 30 миллионов тенге.

На паллиативную помощь было выделено 4 685 444 тенге

На инклюзивное образование — 8 654 089 тенге

На «Укрепление потенциала районных НПО» ОФ «Береке» получил 5 308 000 тенге.

Следует отметить, что ФСК в 2013 году впервые поддержал проект тренингов о правах человека на казахском языке, который реализовал Фонд «Хартия за права человека». На это было выделено 1 679 000 тенге.

С 2013 года стартует проект тренингов по повышению потенциала активистов, на который было потрачено всего 1 494 322 тенге.

Остальные средства направлены на проведение различных конференций и круглых столов, а также на заграничные поездки отечественных НПО-шников.

Непонятно как затесался в эту пеструю компанию проект общественного объединения для душевнобольных людей «Клубный дом «Альрами» под названием «Выход из тени!» — он тоже получил грант.

2014 год

В 2014 году программа «Правовые реформы» была переименована в «Права человека»

На реализацию программы «Права человека» Фондом было потрачено 108 706 800 тенге.

Казахстанское бюро по правам человека получило 27 072 000 тенге. Из них на проведение «Международной конференции по правам человека в Евразийском союзе» было израсходовано  5  425 000 тенге, институциональная поддержка организации обошлась в 17 590 000 тенге, на поддержку рабочей группы консультативно-совещательного органа «Диалоговая площадка по человеческому измерению» — 4 057 000 тенге.

Институциональная поддержка ОФ «Хартия за права человека обошлась» в  2 020 000 тенге.

Анара Ибраева, руководитель ОО «Кадыр Касиет»

В этом же году общественное объединение «Кадыр-касиет»  проводит тренинг-семинары «Укрепление потенциала правозащитников» в Боровом на сумму 5 460 000 тенге.

ОФ «Международная правовая инициатива» в рамках программы прав человека  реализует три проекта:

— Распространение знаний и информации о правах человека в трех областях Казахстана — 1 092 000 тенге.

— Презентация отчета судебных процессов связанных с проведением мирных собраний — 2 448 000 тенге.

— Укрепление потенциала гражданских движений по обеспечению эффективности государственных расходов, предотвращения экологического ущерба и  использования механизмов демократического участия в принятии решений — 5 161 000 тенге.

Последний проект был связан с деятельностью экологического движения «Кок жайлау».

Цели по укреплению экологического движения не были достигнуты. Причин несколько: дезорганизация, хаотичность, а также  нахождение  в рядах движения людей, лояльных к власти. А администрация Алматы тем временем приступила к строительству горнолыжного курорта на Кок жайлау.

Укрепление потенциала правозащитников в 2014 году, что выразилось в проведении для них тренингов, обошлось Фонду Сороса всего в 4 614 678 тенге. Данная инициатива была реализована самим ФСК.

2015 год

В 2015 году общий грантовый бюджет фонда Сорос составил 842 994 024 тенге, из них на права человека выделили 154 520 813 тенге.

Казахстанское бюро по правам человека на реализацию проекта «Диалоговая площадка по человеческому измерению» получило от фонда Сороса 4 650 000 тенге. А вот на институциональную поддержку — 67 530 000 тенге.

В этом же году на институциональную поддержку  ОФ «Хартия за права человека» получает 10 210 000 тенге.

Как и в предыдущий год, ОФ «Кадыр-касиет» продолжает вести свою правозащитную платформу в том же Боровом на сумму 4 996 000 тенге.

2015 год отличился тем, что на программы поддержки прав инвалидов было выделено 12 463 977 тенге.

На реализацию проекта «Новое поколение правозащитников» ФСК отпустил всего 8 стипендий по 200 тысяч тенге.

Ринат Кибраев

Следует отметить, что в этом проекте принял участие социалист Ринат Кибраев, который буквально год спустя был арестован по обвинению в сводничестве и содержании притона.  Находясь в заключении, Кибраев дал показания против своего единомышленника  Талгата Аяна, которого  осудили на 5 лет по обвинению в «разжигании розни», «распространении заведомо ложной информации» и «нарушении порядка проведения митинга».

 

ОФ «Международная правовая инициатива» в 2015 году реализовал проект «Продвижение стандартов свободы объединения и свободы финансирования НПО в проекте закона об НПО». На реализацию данного проекта было выделено  2 644 000 тенге.  Следует отметить, что данный проект вызвал неадекватную реакцию со стороны  налоговой полиции, которая применила санкции в виде штрафа за неуплату  коммерческого налога, хотя фонд, согласно своему уставу, не ведет коммерческую деятельность.

Сакен Байкенов

Год запомнился арестом двух активистов реакционной гражданской группы «Антигептил». Сакен Байкенов и Болатбек Блялов получили ограничение свободы за разжигание по 174 статье УКРК. Бюро по правам человека выделило средства на оплату адвоката Блялову Болатбеку.

Болатбек Блялов

 

 

 

 

 

 

2016 год

В 2016 году программный  бюджет ФСК составил  986 500 811 тенге, из них на реализацию программы «Права человека» было выделено 201 805 438 тенге.

Казахстанское бюро по правам человека и соблюдению законности получило 5 135 000 тенге на организацию «Эдвокаси-кампании представителей НПО Казахстана в Комитете ООН по правам человека в рамках международного пакта гражданских и политических правах и повышении уровня осведомленности гражданского общества Казахстана о проблемных вопросах»

В 2016 году Фонд Сорос продолжает сотрудничать с ОО «Кадыр касиет», несмотря на распространение прошлогоднего (2015 года) заявления якобы от имени родственников Сакена Байкенова, который на момент заявления находился в СИЗО ДКНБ по обвинению в разжигании межнациональной розни. Для достоверности представляем вашему вниманию заявление ОО «Кадыр Касиет» и опровержение от гражданского движения «Антигептил»

Заявление ОО Кадыр касиет

Сегодня родственники гражданского активиста Сакена Байкенова из г. Астана сообщили о том, что не желают «политизировать» его арест, отказавшись от услуг адвоката, приглашенного по инициативе его соратников из «Антигептила». 06 марта 2015 г. Сакен был задержан в г. Алматы следователем ДКНБ по г. Астана Козыбаковым по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 174 ч.1 УК РК, в тот же день на самолете доставлен в Астану и водворен в ИВС ДВД столицы. Приглашенным адвокатом подано заявление следователю об ознакомлении с материалами дела. По информации адвоката со ссылкой на следователя, с которым 09 марта 2015 г. состоялась встреча, до задержания Сакена уже проведена экспертиза и готово заключение, а Сакен успел дать признательные показания в разжигании розни с участием дежурных адвокатов, выразил желание давать показания на государственном языке.

С уважением,
ОО «Кадiр-касиет»

Ответ активистов движения АНТИГЕПТИЛ

На самом деле родственники Сакена, прекрасно понимают, что дело носит политический характер поэтому просьба «не политизировать» является выдумкой или попыткой заглушить политический контекст.
Во-вторых мы активисты Антигептила пригласили нескольких адвокатов для защиты своего соратника. Адвокат прилетевший из Алматы «Разия» была предложена нам некоторыми правозащитниками. Но на деле оказалось, что адвокат Разия не готова выступать перед СМИ, делать публичное заявление по поводу данного дела. В связи с этим, её кандидатура была отклонена родственниками Сакена, уже до начала судебного процесса, который кстати прошел инкогнито и без участия «настоящего» адвоката Сакена.
В третьих, вчера 9 марта адвокат (Разия) не могла встретиться со следователем Козыбаковым, потому что на звонки родственников и настоящего адвоката (Толеген) этот сотрудник КНБ не отвечал, и на рабочем месте его не оказалось, так как был выходной день.
На данный момент ни адвокат ни родственники не могут добиться встречи с Сакеном Байкеновым.
Данное сообщение разосланное ОО «Кадiр-касиет» является недостоверной информацией, убедительно просим распространить эту информацию всем международным организациям, правозащитным организациям Казахстана, во избежание дезинформации общества!

С Уважением, гражданское движение АНТИГЕПТИЛ

Общественность была шокирована этими и другими действиями ОО «Кадыр Касиет», прямо указывающих на их сотрудничество со спецслужбами Казахстана.

Но вернемся к Фонду Сороса. В 2016 году акцент был сделан на продолжение курса по обучению правозащитников. На этот проект было затрачено 6 704 434 тенге за три мероприятия в Алматы. Средства ушли на приглашение правозащитников в Алматы трижды за год. Оплачивались транспортные расходы, трансферт из аэропорта, гостиница, обед, ужин, возможно, суточные. Обучать представителей гражданского общества — дело достаточно затратное.

Интересный проект под названием «Развитие гражданского образования по правам человека посредством социальных СМИ» за 9 950 000 тенге реализовал ОФ «Центр исследования правовой политики». Обратим внимание, что название этих социальных СМИ не конкретизируется. Естественным образом возникает вопрос — что это? Какие СМИ можно считать «социальными»?

И на третий год участия в программе «Права человека» ОФ «Хартия за права человека» получает финансирование на институциональную поддержку в размере 10 000 000 тенге.

Этот фонд прославился тем, что провел в 2013 году региональные тренинги по правам человека на казахском языке. Надо заметить, это произошло впервые в истории Фонда «Сорос-Казахстана». Видимо, одной из  проблем развития гражданского общества в 2013 году было отсутствие таких программ на казахском языке.

Кстати, автор данного проекта, Амангелды Шорманбаев уже лет 5 работает на общественный фонд «Международная правовая инициатива». Данный фонд был упомянут выше как организация, в чьи колеса власти до сих пор пытаются вставлять палки. И, как видимо, не случайно. Фонд хоть немного, но продвигает вперед правовые инициативы в интересах гражданского общества своими малыми ресурсами, несмотря на государственное давление.

 

2017 год

На сайте ФСК размещена информация о том, что с начала этого года на программу «Права человека» выделено всего 7 201 437 тенге.

Два гранта ушло на продолжение проекта «Новое поколение правозащитников». А третий грант на сумму 791 000 тенге был потрачен  на «встречу рабочей группы по подготовке альтернативного отчета в рамках CEDAW»  (Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин)  11 апреля 2017 года.

В следующей публикации мы рассмотрим следующую программу Фонда «Сорос-Казахстан» — по молодежным инициативам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *