В предыдущих частях аналитического сборника «казахский транзит операция преемник» рассматривались все возможные кандидаты на пост «следующего» президента РК.
Нурсултан Назарбаев пока еще здравствующий и действующий президент Казахстана, во всей видимости вступает в процесс ухода с президентского поста на «почетный» отдых, оставляя за собой статус «лидера нации», а также председателя совета безопасности РК.
Последнее «звание» дает елбасы пожизненный контроль над силовыми структурами государства.
Закон о пожизненном председательстве в Совете Безопасности, был принят единогласно Парламентом РК, после встречи елбасы с президентом США Дональдом Трампом. На той встрече елбасы намекнул администрации президента и госдепу США, что вопрос с преемником уже решен, и ею будет его старшая дочь, Дарига Назарбаева.
Таким образом, заручившись поддержкой США, Н.Назарбаев в полной уверенности, что его власть и наследие защищены, приступает к следующей стадии транзита власти. А именно, к «Парламентско-партийной» монополии власти. Нурсултан Абишевич, на самом деле отдает власть своим преемникам, которые будут оставаться в Парламенте, Правительстве, Судах, силовых структурах, Маслихатах и местных акиматах. То есть преемником власти будет не один человек, а вся созданная им авторитарная система.
Делает он это, потому что, никто, а тем более один человек, не может дать 100% гарантии, того, сама «операция» преемник пройдет без каких-либо форс-мажоров и тем более «киндер-сюрпризов». Даже с учетом того, что обеспечение безопасности передачи власти входит в основную задачу силовиков, это не означает, что преемник досидит свой 5 летний президентский срок до конца, спокойно и без потрясений.
Дело в том, что преемнику помимо президентской власти в наследство от предыдущего хозяина «Ак орды» перейдут все не решенные политические, экономические, социальные, финансовые, межнациональные и другие архиважные проблемы государства. И это не считая межэлитных столкновений между существующими ФПГ, которые рано или поздно обретут четкую форму противостояния.
Отсутствие институтов местного самоуправления на местах гарантируют преемственность власти, но не обеспечивают стабильное развитие регионов. Акимы областей, и городов не выбираются местными жителями, а назначаются сверху. Так получается, что на место хозяйственников приходят номенклатурщики и временщики.
Между прочим, такая тенденция рано или поздно может привести к социальному взрыву, а если это случится не в городах, а в сельской местности, где жители более сплоченные, то это может привести к сепаратизму или послужит началом казахского Майдана.
На выборах депутатов маслихата всех уровней, путем использования административных ресурсов, а также фальсификации выборов, власть также продолжает приводить к «победе» своих назначенцов. Банальная узурпация власти на всех уровнях. Хотя формально для каждого гражданина страны в соответствии с Конституцией РК существует право «ИЗБИРАТЬСЯ» на любую выборную должность.
Совсем недавно на сайте министерства Юстиции РК появился законопроект «о выборах», в который были внесены некоторые изменения, противоречащие Конституции. Отныне, кандидат в президенты может выдвигаться от республиканских общественных объединений. То есть самовыдвиженцев в президенты больше не будет.
Известно, что большинство этих общественных объединений подконтрольны властям, а деятельность всех существующих НПО контролируется «законом об НПО». Этот закон был принят с молчаливого согласия международных демократических и правозащитных организаций работающих в Казахстане, а также при поддержке местных НПО, получающих государственные и международные гранты. Исключение составили десяток правозащитных организаций, чьи голоса и мнения не были учтены при обсуждении ныне принятого закона об НПО.
Изменения в законе о выборах, коснулись и депутатов маслихатов. В законопроекте было предложено формирование маслихатов по пропорциональной системе, которая существуют в нижней палате Мажилисе Парламента РК.
Принятие этого закона, всего лишь антураж демократии, для западных демократических стран. Но на деле депутаты маслихата, как и мажилисмены будут избираться исключительно по партийному списку. Разница лишь в том, что устанавливается 3% порог прохождения в маслихаты. Таким образом, и тут исчезает понятие «самовыдвиженец» и независимый кандидат.
Безликость народных избранников, гарантирует снятие с них ответственности за проводимую государством коррумпированную политику.
Существующая система власти в Казахстане, таким образом, завершает процесс легализации «абсолютной монополии» власти в стране правящей элитой. Конечно, это не означает, что в Мажилисе и Маслихате депутаты будут избираться исключительно от партии власти, но Нуротан будет в большинстве.
Вся государственная власть на протяжении 27 лет была сконцентрирована в руках одного человека, а в Казахстане так и не появились самостоятельные ветви власти. Парламент, Суд и Правительство назначаются, соответственно, контролируются администрацией действующего президента.
Назарбаев боится потерять контроль, даже после своего ухода с президентского поста. Страх обусловлен пониманием собственных ошибок, репрессивных методов давления на оппонентов, проваленной экономической и социальной политикой, и самое главное откровенной узурпацией власти. Все президентские и парламентские выборы в Казахстане прошли с грубейшими нарушениями и фальсификациями.
Фоновое сопровождение
Появление форума «Жана Казакстан» (новый Казахстан), вроде как совпадает с планами Ак орды по нескольким аспектам. Оно и понятно, ведь данное объединение состоит в основном из деятелей долгое время сотрудничающих с Ак ордой (Айдос Сарым, Расул Жумалы, Амиржан Косанов, Д.Бабамуратов).
Учредителей данного форума, многие независимые эксперты, публицисты, гражданские активисты окрестили «проектом» власти. Итак, какую роль должно сыграть данное объединение людей и превратится ли этот форум в политическое движение или партию, которая примет участие на предстоящих парламентских выборах?
Начнем с того, что Ак орда всегда стремилась управлять протестным электоратом путем создания марионеточных партий, как это было с первым ДВК и с той же демократической партией Казахстана «Ак жол». Так сказать для профилактики и управления протестами.
Во-вторых, укрепление и монополизация национал-патриотического движения в Казахстане, очень актуальный вопрос, стоящий на повестке дня.
Не секрет, что при грамотном структурировании и организации политического движения, национал-патриоты смогли представлять мощную, и даже взрывную силу. А с учетом усиливающихся антикитайских настроений в среде национал-патриотов, ряды недовольных политикой властей пополняются ежедневно, а количество критической массы идет в рост. Рядовые граждане понимают, что вхождение в экономику Казахстана Китаем проводится исключительно с согласия Ак орды и лично президентом Назарбаевым.
Поэтому, властям не выгодно допускать «автономность» этого движения. Ак орде нужен скорее управляемый «хаос», но лучше подходит легализованная, просветительская, мягкая и конечно же управляемая национальная организация, тем более в преддверии транзита власти.
В-третьих, многие эксперты полагают, что Жана Казакстан был создан в противовес лидеру ДВК, Мухтару Аблязову.
В день появления публикации на нашем сайте материала «Брюссельская капуста или казусная драматичность казахской оппозиции», один из учредителей Жана Казакстан, Айдос Сарым сделал громкое заявление в ряде СМИ. Где высказался, что не поддерживает действующего оппонента режима Мухтара Аблязова, который призывает граждан выйти на незаконный митинг, закончив свой спич фразой «Аблязов для меня не авторитет».
С одной это подтверждение данной гипотезы, но как выяснилось позже, это личное мнение А.Сарыма и никакое отношение к позиции ЖК его обращение не имеет.
По крайней мере, на прошедшей пресс-конференции в преддверии празднования дня Астаны, учредители форума ЖК, заявили, что готовы сотрудничать с М.Аблязовым для решения актуальных вопросов стоящих на повестке дня.
Можно по-разному интерпретировать данное заявление, но ясно одно, что кто-то из ЖК все же дружит с головой. Ведь чем больше внимания и критики удостаивается беглый банкир, тем больше обоснований полагать, что ЖК был создан как противовес ДВК и лично Аблязову.
Что касается самой пресс-конференции Жана Казакстан, то она прошла полностью на казахском языке, поэтому русскоязычные СМИ, не владеющие государственным языком, не смогли осветить данное мероприятие. Видео запись с пресс-конференции в скором времени появилась на странице ЖК в фейсбуке.
Полутора часовое обращение к СМИ и общественности состояло, можно сказать из «антиправительственных» заявлений, которые должны были убедить общественность в «оппозиционности» данного объединения. Даже не был составлен пресс-релиз на русском или английском языках, чтобы идеи ЖК были услышаны широкой публикой.
Стоит, признать, что русский язык имеет более широкий охват, чем казахский, даже в Казахстане, поэтому информационный выхлоп, скорее сузился более чем на 50%, чем дошел до аудитории. Учредители ЖК ведя свой спич на казахском языке продемонстрировали, что их электорат исключительно казахоязычные граждане и вся работа будет проходить только на казахском языке. Отметим, что все четыре спикера вполне свободно владеют русским языком.
— Наш электорат это казахи, живущих в регионах, в аулах, чьи проблемы долгое время не решаются властями, мы будем ездить в регионы и аулы, чтобы донести наши идеи до простого казахского народа, заявил один учредителей ЖК, Амиржан Косанов.
Не секрет, что в Казахстане на всех выборах, большинство электоральных периодов проводились в крупных городах страны, поэтому язык обращения к этому электорату русский. Действительно голоса и чаяния жителей села и отдаленных регионов долгое время игнорируются как властями, так и представителями, так называемой оппозиции и гражданского сектора.
Поэтому неудивительно, что сельские жители продолжают поддерживать действующего главу государства и партию нуротан, ведь к ним в аул не приезжают представители альтернативной политической силы, также к ним не приезжают представители НПО, не проводят правовой и политический ликбез. Народ не знает, кому верить, к тому же не знает, как пользоваться своим правом голоса.
В большинстве своем, жители аулов оторваны от информационных источников. Кроме газет Егемен Казакстан и Казахстанской правды, а также телеканалов «Хабар» и «Казахстан» к другим альтернативным СМИ постоянного доступа не имеют.
Если для жителей городов Интернет является неотъемлемой частью жизнью, то для сельчан это скорее непозволительная роскошь. Однако, это не означает, что сельчане вовсе не в курсе политических событий, которые происходят в стране и не интересуются политикой.
Вполне возможно, что аульные казахи ждут появления новой, близкой им по духу и самое главное понимающий и говорящий на их языке политической силы. Сможет ли Жана Казахстан со своими лозунгами овладеть их поддержкой и голосами, покажет время.
Судя по заявленным целям форума, ЖК преследует высокие национальные цели, такие как признание голодомора 30-х годов, вступление Казахстана в Европейский суд по правам человека, стремлении страны интегрироваться в западную демократию.
Однако, как показывает практика для того, чтобы народ стремился к высоким целям, народ должен быть сыт, обеспечен всеми необходимыми экономическими благами и политическими правами.
На данный момент, многие аульные казахи живут за чертой бедности, получают мизер от государства, этим и остаются довольные. Поэтому на фоне высокоидейных заявлений организаторов форума Жана Казакстан, Мухтар Аблязов со своей «социальной» программой выглядит куда более близким к народу.
Например, непримиримый оппонент ДВК и Аблязова, Айдос Сарым, на той самой пресс-конференции заявил, что высшее образование не может быть бесплатным. Однако, известно, что во многих странах, в том числе и Европейских демократиях, высшее образование стало бесплатным и доступным, где студентам предоставляется стипендия и бесплатное жилье на время учебы. Опыт Германии тому пример.
Последовательная практика
Любая политическая сила, для составления своей программной части, в первую очередь должна определить пул актуальных вопросов своего электората. Если вспомнить о прошедшем опыте политических партий Казахстана, в том числе и так называемых оппозиционных (ДВК, Акжол, ОСДП), то надо признать, что рассматриваемые ими вопросы касались в основном демократии, выборности акимов, прав человека, свободы слова, независимость ветвей власти.
В принципе правильные цели, но для общества, где отсутствует демократический и правовой ликбез, невозможно не то, что победить на выборах, но даже и донести основную мысль до народа.
Не понимающий свойства и характеристики того или иного продукта, человек, скорее, не будет его приобретать и испытывать на себе. Так же и в политике, этот человек не будет голосовать за «непонятные» и далекие для него ценности, он скорее выберет того, кто гарантирует ему работу, жилье, образование, медицину и другие экономически-социальные блага.
Поэтому находящийся во Франции Мухтар Кабулович пользуется популярностью среди своего онлайн электората. Это скорее, заслуга внятного и понятного для большинства людей, политического мэсседжа. Как это будет реализовано, другой вопрос.
В стране, где царит государственный произвол, унижение собственных граждан и беззаконие, такие обращения очень популярны, и получают поддержку среди основной массы населения, которая к тому же проживает за чертой бедности.
Логичные лозунги социально-экономического развития народа.
Российский политик Михаил Ходорковский, имеющий твердую и непримиримую позицию в отношении режима В.Путина, считает, что демократия случиться тогда, когда в стране появится средний класс. Голодному и нищенствующему народу, демократия непонятна, а вот экономические гарантии от власти, которые позволят сформировать средний класс, вроде бы ясны.
Возвращаясь к теме транзита власти, можно предположить, что Жана Казакстан к моменту объявления парламентских выборов все-таки получит государственную регистрацию. О подаче документов на регистрацию общественного объединения было заявлено на той же пресс-конференции.
Понятно, что Парламентские выборы будут проводиться в преддверии ухода Н.Назарбаева с поста президента, что, несомненно, ослабит позиции и влияние партии Нуротан.
В гонку вступят те, кто вроде бы состоит в команде президента, но представляет интересы определенных элитных групп.
Например, тот же зять президента, Тимур Кулибаев, ныне контролирующий палату предпринимателей «Атамекен» и партию «Ак жол» при объединении усилий с теми, кто не состоит в каком-либо политическом движении, которых на самом деле очень много, мог бы запросто получить не менее трети мест в Парламенте.
Но это возможно в том, случае если за этой политической силой будут стоять реальные сторонники партии, а не мифические «40 тысяч» необходимые для получения государственной регистрации политической партии.
Тоже касается и форума «Жана Казакстан». Имеющий лояльное отношение к себе со стороны власти, находясь вполне легальном положении, в отличие от того же ДВК, для Жана Казакстан представляется прекрасная возможность набрать в команду талантливых организаторов, лидеров и просто активных граждан способных не просто убедить но и повести за собой народ. Пока что в рядах этого форума таковых нет.
Действительно ли готовящийся транзит власти преподнесет народу Казахстана неожиданные сюрпризы, либо перемены в политической жизни страны покажет время. На данный момент мы можем делать только предположения и прогнозы…