Наверное, я один из тех счастливчиков кому посчастливилось немного и вполне даже легально «заработать на митингах». Классический заработок на митингах, это когда за организацию публичных собраний платит «заказчик». Это может быть партия, акимат, КНБ, олигархи, сообщества, ассоциации, профсоюзы.
Для чего вообще проводятся митинги?
В основном митинги проводятся для донесения своих законных требований властям, путем привлечения общественного внимания к проблеме, которую, без участия государственных органов решить невозможно. В основной своей массе митинги проводятся не ради митинга, а для отстаивания и защиты своих прав. Полиция, прокурор и сотрудники акимата обязательно приходят на такие мероприятия, по долгу службы. В принципе, они ничего личного к протестующим не имеют. Просто выполняют свою работу по прописанным свыше указам начальства и по закону о мирных собраниях.
В Казахстане право на проведение мирных собраний гарантировано Конституцией, но этот закон о мирных собраниях прямо противоречит не только Конституции, но и Международному пакту о гражданских и политических правах. Этот международный пакт был принят и подписан властями Казахстана, имеет силу выше Конституции. Так вот в этом пакте и в нашей Конституции нет ни слова о том, что для выхода на митинг нужна санкция властей. У нас демократия, как меню советского союза.
Вернемся к митингам.
Клянусь я ни разу не проводил заказные митинги, но был знаком с теми, кто занимался этим, на «профессиональной» и постоянной основе.
Мой же способ заработка на митингах отличался от «классического». Можно сказать это был уникальный кейс в моей практике.
В общем так сложились звезды.
В 2011-2015 годы я жил в Астане. С первых дней пребывания в этом незнакомом городе я посещал общественные конференции, круглые столы и принимал участие почти во всех митингах. А к некоторым из проводимых публичных акций протеста имел прямое отношение.
В 2012 году одна международная организация приглашает меня поработать в проекте «Наблюдение за свободой собраний».
Вкратце: Вам выдают письмо от организации, которое вы предоставляете сотрудникам полиции, прокуратуры и Суду, также удостоверение «монитора». Ваша задача просто наблюдать за митингами и заполнять анкету. Вы можете присутствовать в РОВД, Судах и даже вступать в контакты с «задержанными» на митингах, чтобы задавать им вопросы для заполнения анкеты. Так вот за каждый отчет вам платят по 100 долларов США. Конечно, это небольшая сумма если учесть, что митинги в те времена, тем более в Астане, проводились очень редко. Максимум раз в два месяца.
Я согласился на сотрудничество с этой организацией по другой причине. На тот момент у меня уже был свой авторский блог на You tube и на международной платформе WordPress.com, к тому же я делал материалы для нескольких изданий.
Так вот, получив удостоверение «монитора» и сопроводительное письмо, я имел вполне «легальную» возможность сделать эксклюзивный материал, находясь все время рядом с митингующими. Ведь журналистам не всегда и не везде дают выполнять свой профессиональный долг, беспрепятственно. В общем-то, те 100 долларов считалась небольшой прибавкой к гонорару от издательства. За каждый материал с фото или видео, я получал по 200 долларов США. В итоге каждый «митинг + материал» приносил мне 300 долларов. Сумма небольшая, учитывая, что проведение митингов 1 раз в два месяца, по тем временам, считалось очень даже хорошо. В общем проект монитора продлился всего на три месяца. Я заработал 600 долларов. Это был пилотный проект. Далее нас мониторов снова пригласили в Алматы, где нам было предложено дальнейшее сотрудничество, но уже со сроком 6 месяцев. Однако, условия изменились. Теперь мониторинг касался только судебных процессов над задержанными протестующими. Это означало, что задержанных сначала доставляют в отделение полиции, составляют административное дело и передают в суд. Суд, изучив дело, выслушав задержанных и прокурора, выносит одно из следующих решений:
- Предупреждение
- Налагает административный штраф за нарушение «правил проведения мирных собраний»
- Арест на 15 суток
Но чаще было так, что протестующих отпускали из отделения полиции через два-три часа после задержания. Главное условие, чтобы не было «плакатов», то есть вещественных доказательств.
Если люди выходили на пикет, митинги или шествия, без плакатов с «призывами и лозунгами» их просто доставляли в отделении полиции, а через 2-3 часа отпускали домой. Такой вариант для этой международной организации вообще «не вариант».
Зато теперь платили не за количество митингов, а за каждого митингующего. Стало быть, теперь все митинги, пикеты и шествия должны проходить с плакатами, чтобы на задержанных могли составить протокола об административном правонарушении для назначения Судебного процесса. Одним словом, чем больше задержанных с плакатами представших перед судом, тем больше зарабатывает монитор.
Бывало так, что на акцию протеста в Астане в 2012-2013 года выходили от 10 до 30 человек в месяц. В итоге на четвертый месяц у международной организации закончились деньги. Заложенных в бюджете средств не хватило на проведение дальнейшего мониторинга. За три месяца я заработал около 6000 долларов находясь в качестве монитора. Можно сказать я опустошил бюджет проекта. Но вы не подумайте, что мной двигала беспринципная алчность. На самом деле, я использовал легальную возможность продвигать общественные интересы, путем создания протестного контента и проведением публичных акций протеста в Казахстане. К тому же это дает вам возможность управлять митингом находясь в гуще событий, и сопровождать протестующих с момента задержания и до Суда. Многие новички теряются в первый день выхода на митинг. Банальный страх перед неизвестностью, это нормально. Ваши «подопечные» должны достойно держаться перед сотрудниками полиции, прокуратуры и Судом. Для этого вы сопровождаете и поддерживаете митингующих под видом монитора.
Я всегда вспоминаю свой первый выход на публичную акцию. Тогда мне было 23. Мне тоже было страшно вначале, но благодаря опытному «предводителю», Айнуру Курманову, этот страх быстро исчезал. Людей пугает отсутствие информации, а в данном случае «незнание» своих прав. Когда человек знает свои права, он вооружается уверенностью и превращается в гражданина. Таким образом, Астана чиновничья преобразовывалась в столицу протестную. По количеству протестов Астана с 2012 по 2015 годы опережала даже Алматы. Простые люди, выходившие на акции протеста, лично убеждались, что «спасение утопающих дело рук самих утопающих». Однако, одного митинга для решения проблем не достаточно, это тема подробна расписана выше в главе «недооценённый правозащитник».