Как показывает политические реалии Казахстана, несмотря на завершение основного этапа транзита власти в самой Ак орде, на оппозиционном поле страны, консолидации протестных групп по-прежнему не наблюдается.
Ак орда, со своей стороны старается взять под максимальный контроль любые проявления протестов в стране, особенно это необходимо для проведения Парламентских выборов в этом 2020 году.
Контроль и управление умами граждан осуществляется не только с помощью СМИ и административного ресурсы, но и управляемыми игроками из оппозиционной среды.
Для примера рассмотрим последние президентские выборы в Казахстане, прошедшие 2019 году.
Значительная часть избирателей голосуют за кандидата в президенты Амиржана Косанова.
Центральная избирательная комиссия (ЦИК) официально признало 16% голосов, за Косановым. Хотя на самом деле эту цифру можно смело умножить на два с половиной, если верить сведениям полученных от независимых наблюдателей.
Ак орде тогда, удалось создать иллюзию демократических выборов, а из своего подконтрольного кандидата А.Косанова сделать, не просто оппозиционного лидера, а «народного» героя, защитника национальных интересов, символа демократических перемен и т.д.
Парадокс заключался в том, что даже те нарисованные центральной избирательной комиссией 16% кандидату А.Косанову, представляли угрозу существованию нынешней политической элиты страны.
Парламентские выборы в нижнюю палату Мажилис должны пройти уже в этом 2020 году. А политик набравший 16% на президентских выборах, набрав такой же количество голосов на Парламентских выборах может смело рассчитывать на 17-18 мест в Мажилисе.
Стоить отметить, что даже если оппозиция составит большинство в Мажилисе, верхняя палата Парламента Сенат, имеет конституционное право не «пропускать» любые законопроекты дальше себя. Сенат был изначально придуман в качестве сдерживания законотворческих инициатив Мажилиса, служит неким предохранителем президентской власти.
Многие эксперты полагали, что для Косанова и его сторонников, президентская кампания является неким трамплином для прыжка в Мажилис.
Но вместо этого, кандидат А.Косанов, не дожидаясь официальных результатов из ЦИК, признает победу Касым Жомарт Токаева, основываясь на результатах некого ЭКЗИТ ПУЛА.
Данный экзит-пул проводила провластная НКО «Молодежь», возглавляемое придворным политологом Талгатом Калиевым.
В общем на этом политическая карьера А.Косанова завершилась.
Чего добилась власть?
Рядовые избиратели были очень разочарованы в исходе этой президентской кампании. Даже имеющие опыт работы в правозащитной и общественной деятельности люди, не скрывали, что были обмануты своим выбором. Разочарование повлекло за собой недоверие, оказав негативное влияние на процесс консолидации протестных групп в Казахстане.
Легитимизация ставленника Н.Н.Назарбаева, требовала проведения президентских выборов с обязательным участием в них, оппозиционного кандидата, но на один раз.
Поэтому, по завершению дня выборов, А.Косанова вместе с его сторонниками, навсегда отпустили в политические аутсайдеры, без какого-либо шанса на участие в Парламентских выборах 2020 года. Хотя проект форум «Жана Казакстан» из которого формировался предвыборный штаб А.Косанова все еще существует.
Международное сообщество, несмотря на многочисленные зафиксированные факты нарушения закона о выборах, признало Касым Жомарт Токаева избранным демократическим путем президентом Республики Казахстан.
Отметим, что ни одни выборы в Казахстане не признаны, прозрачными или без нарушения выборного законодательства. Для авторитарного режима, такой диагноз вполне привычен.
К сожалению, ни один казахский политолог до сих пор, не дал реальную аналитическую оценку транзиту всего политического поля.
А ведь общество по-прежнему в поисках лидеров, способных не просто консолидировать здоровые политические силы, но и взять власть в свои руки в нужный момент.
В свою очередь, власть, проводя свой транзит, преподала хороший урок всем избирателям Казахстана.
Никогда не верь выборам!
Во время президентской выборной кампании, некоторая часть протестного электората присоединилась к группе наблюдателей за выборами. Благодаря работе наблюдателей со всего Казахстана, удалось понять, что в принципе любой другой оппозиционный кандидат способен набрать по меньшей мере 40% голосов избирателей.
Это говорит о том, что граждане Казахстана не просто желают политических перемен, но и готовы для этого реализовать свое основное право на выбор, проголосовав за своего кандидата.
До президентских выборов 2019 года, граждане Казахстана в большинстве своем проявляли абсолютный политический негилизм, не принимали участие в голосовании на выборах всех уровней.
Это связано не только с ухудшающимся социально-экономическим положением населения, но и с ростом гражданского самосознания. Стоит отметить, что политическая активность граждан возросла, за счет участия в выборной кампании молодых людей.
Молодежь полагала, что своим участием в выборах в качестве наблюдателей сможет повлиять на политические процессы в стране, но к сожалению, как и остальные граждане были обмануты.
В принципе больше никакой пользы от наблюдения за прошедшими в 2019 году президентских выборов для политических реформ не было.
Парадокс, заключается в том, что наличие «независимых» наблюдателей на избирательных участках придали даже некую законность, стало быть легимитизировали эти выборы перед международным сообществом.
Будет ли впредь, эта группа активных граждан, как и в прошлый раз наблюдать за выборами? либо подключится в агитационную деятельность в поддержку той или иной партии? Либо присоединиться к сторонникам ДВК Мухтару Аблязову?
Кажется, вариантов проявления политической активности у неравнодушных граждан всего три.
Но ведь на самом деле, учитывая все прошлые ошибки, ни один из предполагаемых путей участия в выборных процессах не приведет к каким-либо значимым политическим изменениям в стране.
Попробуем предугадать расписанный в Ак орде сценарий проведения выборов в нижнюю палату Парламента, Мажилис.
Итак, на данный момент в Казахстане государственную регистрацию в качестве политических партий имеет 6 объединений, которые имеют право участвовать в Парламентских выборах.
В Казахстане официально зарегистрированы 6 политических партий[3]:
- Партия «Нұр Отан», правящая в стране партия
- Демократическая партия Казахстана «Ақ жол», парламентская партия
- Коммунистическая Народная партия Казахстана, парламентская партия
- Общенациональная социал-демократическая партия, оппозиционная партия, в парламенте не представлена
- Народно-демократическая патриотическая партия «Ауыл», в парламенте не представлена
- Политическая партия «Бірлік», в парламенте не представлена
Все эти 6 партий примут участие в предстоящих выборах.
Среди них оппозиционной партией на данный момент, является только ОСДП – Общенациональная социал-демократическая партия.
Оппозиционная партия ОСДП, до недавнего времени возглавлялась бывшим генеральным прокурором и экс-спикером Мажилиса Жармаханом Туякбаем.
На короткое время партия была передана в управление группе лиц бывшего премьер-министра РК, в ныне полит.беженца Акежана Кажегельдина. Точнее Ж.Туякбай по согласованию с Ак ордой продает ОСДП. Спонсором сделки выступает бывший аким Атырауской области Бергей Рыскалиев.
Сам А.Кажегельдин не имеет возможности возглавит ОСДП, так как имеет непогашенную судимость и находится за пределами страны.
Поэтому председателем был «назначен» редактор печатного издания «Дат», Ермурат Бапи.
Однако, Е.Бапи на этом посту находился рекордно короткое время (два месяца). Его сместила внутрипартийная элита, а председателем был избран Асхат Рахимжанов. Поводом для переизбрания послужило предложение новоиспеченного председателя партии Е.Бапи о назначении на свой пост Жанболата Мамая, последний ни дня не состоял в рядах партии.
Группа молодых партийцев возглавляемая А.Рахимжановым сумела в считанные дни созвать внеочередной съезд партии и переизбрать нового председателя и политсовет партии. Вскоре, проходит кардинальная ротация на всех руководящих позициях филиалов партии. На место старых кадров, пришли молодые региональные лидеры.
Имеющий неоднозначную репутацию в обществе Ж.Мамай встретил большое сопротивление со стороны партийцев. К этому группа возглавляемая Е.Бапи не была готова, а проиграв покинула ряды ОСДП.
Однако, спустя некоторое время, соратник Е.Бапи, Данияр Култаев подают в суд на руководителя ОСДП о незаконности проведения партийного съезда.
Отметим, что заявленный в качестве свидетеля экс-председатель Е.Бапи в суд не так и не явился.
Закончилось все тем, что Столичный Сары-Аркинский районный суд по гражданским делам под председательством судьи Салтанат Кашкинбековой отказала в исковых требованиях бывшему члену ОСДП Данияру Култаеву из Шымкента о признании незаконным решения 15-го съезда партии, состоявшегося 6 сентября 2019 года.
Это означает, что пока партия ОСДП находится в правовом поле и готова принять участие в предстоящих Парламентских выборах. Как отмечает, сам Асхат Рахимжанов, данный судебный процесс был инициирован с целью информационной дискредитации партии.
Пока ОСДП была занята судебными делами, на политическую “панель” властями был запущен проект «Демократическая партия Казахстана», под кураторством, Тулегена Жукеева. Номинальным лидером объединения стал Жанболат Мамай (выпущен на свободу по Жанаозенскому делу, из категории обвиняемых переходит в свидетели).
В это объединение вошли Сергей Дуванов (один из главных агитаторов на президентских выборах за А.Косанова), Жанат Есентаев (выпущен на свободу по Жанаозенскому делу после написания письма раскаяния), Талгат Аян (один из участников земельного митинга, осужденный, но позже выпущенный на свободу после подачи прокурорского ходатайство, о замене меры наказания) и другие деятели, преимущественно выходцы из западных регионов Казахстана.
Как видим, члены инициативной группы создания ДПК не имеют репутацию принципиальных борцов за свои убеждения, как например Арон Атабек, либо Мухтар Джакишев.
Для чего создается ДПК?
В первую очередь для контроля казахоязычной части протестного электората, а это преимущественно западные и южные регионы Казахстана.
Можно утверждать, что на данный момент происходит смена исполнителей национал-патриотической риторики.
Ак орда, всегда стремилась брать под абсолютный контроль «казахский вопрос».
Это делалось через СМИ, подручных поэтов, общественных деятелей, лидеров мнений в казахской среде.
Отдельные личности не подчинявшиеся «политике партии», разными путями выводились из общественно-политического поля при помощи силовых структур.
Однако, после трагических событий в Кордае, остро встал вопрос социального экономического положения титульной нации. Дальше удерживать казахский вопрос, привычными методами уже нельзя.
При экс-президенте Н.А.Назарбаеве, Ак орда не могла допустить приход даже управляемых национал-патриотов в Парламент. Так как, все 30 лет, Назарбаев испытывал огромное давление со стороны Кремля.
Но новый президент К.Токаев и его команда, допустить в Парламент национал-патриотов в принципе могут.
На сегодняшний день, численность казахской нации в стране перевалило за 70%.
Прошедшие недавно стычки между дунганскими и казахскими криминальными группировками в Кордае с участием в них силовых структур, перелилось в межэтнический конфликт, не просто так.
Ведь казахский народ в большинстве своем живет за чертой бедности, не имеет достаточных земель для пастбищ и ведения сельского хозяйства. Переезжая в крупные города, выходцы из сел живут в арендуемом жилье. Заработанных денег едва хватает на достойную жизнь.
К тому же игнорирование вопроса казахского языка властями и национальными кампаниями, а также представителями некоторых диаспор, время от времени подливали масло в огонь в межэтнические отношения граждан одной страны.
По не официальным данным общее число погибших в Кордайской трагедии составило около 80 человек. Эти данные невозможно подтвердить, так как официальные власти скрывают реальную картину, а родственники погибших запуганы правоохранительными органами.
Власть пошла на шаг, создания управляемого объединения национал-патриотов даже не с целью допуска в Мажилис Парламента, а для того, чтобы казахский вопрос не выходил за рамки казахского вопроса.
Нашлись популисты предложившие расселить местное дунганское насление, среди которых есть лидер ДПК Жанболат Мамай. Следует отметить, что данная риторика получила поддержку в среде некоторых национал-патриотов. Однако, понятно, что одним расселением дунган в другие регионы, глобальную проблему казахов в стране казахов не решить.
22 февраля текущего года запланировано проведение учредительного съезда ДПК, на котором помимо заранее обсуждаемых вопросов “демократии”, должно будет подняться и подержатся вопрос казахского народа.
По информации от самой ДПК, на данный момент органы правопорядка во многих регионах Казахстан делают все, чтобы не допустить делегатов к этому съезду.
Но это делается властями для придания статуса «оппозиционности» этого собрания. Ведь другой лидер политбеженец и экс-банкир Мухтар Аблязов призывает своих сторонников в этот же день 22 февраля, выйти на общенациональный митинг. Подобный раскол в среде протестного электората для Казахстана привычное дело.
Не суть важно кто начал первый, если в выигрыше по любому остается Ак орда.
Известно, что Ж.Мамай до Жанаозенской трагедии работал на М.Аблязова. В его задачу входила работа с молодежью, а также оказание материальной информационной поддержки бастующим в Жанаозене нефтяникам.
Однако, после ареста Ж.Мамай находясь в СИЗО, сливает своего патрона М.Аблязова, после чего с позиции обвиняемых переходит в «свидетели». Гарантом перед Ак ордой выступает тот самый Тулеген Жукеев, далее Ж.Мамай переходит в команду Имангали Тасмагамбетова (на тот момент аким г.Астана) и открывает газету «Трибуна-Ашык алан».
Не случайно, закрытие газеты Трибуна, проходило одновременно с постепенной ликвидацией политического влияния одного из тяжеловесов Ак орды, И.Тасмагамбетова.
Об этих фактах, рядовые граждане скорее всего могут и не помнить и не знать.
На данный момент И.Тасмагамбетова отправили на пенсию, лишили его влияния на западные регионы страны. Поэтому для контроля западной части Казахстана, которая всегда отличалась непокладистым нравом, воинственным характером и был задуман проект ДПК.
Вполне возможно, что в случае получения государственной регистрации до предстоящих выборов в Парламент, партия ДПК примет участие в предвыборной гонке и даже войдет в Мажилис в составе 7- 8 депутатов. Учитывая прошлое лидеров этой группы, из них получатся вполне управляемые депутаты.
Но если ДПК не получит государственную регистрацию, то в глазах общественности партия будет представлена более оппозиционная в противовес, тому же демократическому выбору Казахстана, возглавляемый Мухтаром Аблязовым, и конечно же ОСДП.
Кстати говоря, можно предположить, что в случае неучастия в парламентских выборах ДПК вполне способна возглавить кампанию «активного бойкота». Напомним, что бойкотировать президентские выборы в 2019 году призывал М.Аблязов. Стало быть место радикальной, но управляемой оппозиции займет ДПК.
Однозначно, предстоящие Парламентские выборы следует воспринимать не как борьбу между нынешними хозяева Ак орды и оппозицией, а игру между «проектами» власти и находящихся во власти группировках.
В то время как реальная оппозиция находится в процессе своей естественной трансформации и в ближайшие месяцы может из состояния гражданских движений перейти в политическое объединение.