Банковская система призвана работать на развитие реального сектора экономики, обеспечивая его доступными кредитными ресурсами, а не наращивать свое благосостояние в виде резервов

Ожидается ли банкротство, либо национализация Банков 2-го уровня в Казахстане?

Будут ли снижения процентных ставок кредитов для населения, для развития бизнеса и как обстоят дела в секторе МСБ?

На эти и другие вопросы специально для almakz.info отвечает, директор Центра социально-экономических исследований, экономист, Жангелды Шымшыков

Судя по последним выступлениям Председателя Национального Банка и проводимой НБ политике можно заключить, что нет  оснований ожидать  каких бы-то ни было кардинальных изменений в банковской сфере страны. Здесь сохраняется консервативная политика сохранения и приумножения золотовалютных резервов Национального банка и упорная анти инфляционная борьба в ущерб экономическому росту страны. Когда перед экономикой государства с традиционной рыночной экономикой, как известно из истории мировой экономики, возникала дилемма: экономический рост или инфляция, всегда выбирали первый.

Речь не идет о том, что не нужно копить резервы, которые, к сожалению, вложенные в государственные бумаги других государств, инвестируют чужую экономику, да еще и с  риском потерь. Речь не о том, что не нужно бороться с  инфляцией, а о том, что экономический рост важнее при умеренной инфляции.

Банковская система призвана работать на развитие реального сектора экономики, обеспечивая его доступными кредитными ресурсами, а не наращивать свое благосостояние в виде резервов. Такое положение можно именовать эффектом кривого зеркала, кто для кого должен работать: реальный бизнес на банков или банки на бизнес? Каков же механизм, скрытый от глаз простых граждан, позволяющий банку наживаться за счет реального сектора экономики, сдерживая рост всей экономической системы?

Это базовая ставка процента Национального Банка. Правда, она за последние 5лет снизилась (победно рапортуются в докладах Правительства) от14% до 10,5% на сегодня. Вот что является тормозом экономического развития страны!

Для не посвященных поясняем: базовая ставка процента Национального Банка (Центрального государственного банка, Федеральной Резервной системы США и др.) это ставка процента по которому Он выдает кредиты Банкам второго уровня. А БВУ затем, чтобы иметь свою маржу с учетом уровня инфляции и выдают эти кредиты населению и предпринимателям как минимум за 20% и более. В итоге «стрелочником» все считают рядовые банки второго уровня, хотя они Национальным банком поставлены в такие условия.

Чтобы читатель смог сразу оценить остроту момента приведем лишь один пример, базовая ставка процента Федеральной Резервной Системы США составляет 0,25% и заявление ее руководства об изменении ее на какие то сотые долей вызывают финансовые ураганы не только в Штатах, но и во всем мире, что показывает на сколько велика роль означенной ставки. И пока Председатель НБ отчитывается за показатели роста резервов головного банка страны и уровня инфляции в коридоре 6-8%, а за экономический рост – Правительство РК, а первому и дела нет  до развития реального сектора экономики ожидать в будущем году снижения ставок потребительских, ипотечных и деловых кредитов просто абсурдно.

Что же касается БВУ, то положение их требует описания в стиле вестерна. Предлагая всякого рода немыслимых льгот заманивая простодушных и неплате жеспособных граждан в свои сети, умножая число проблемных кредитов, ставят денежно-кредитную систему в патовую ситуацию, заранее зная, что государство в своих кровных интересах будет вынуждено для «оздоровления» банковской системы выделит бюджетные деньги. Но,кажется, предел терпения наступил Глава нашего государства, напомниво предыдущих «оздоровлениях», предупредил, что если частный собственник не справляется со своим бизнесом, то ему и держать ответ. Однако одно дело собственник из сферы производства и другое дело банковской сферы. Банкратство последнего чревато наихудшими последствими.

Вот и «пользуется тать тем что может он летать, зазевающего хвать и тикать» как пел Владимир Высоцкий.     Одним словом никакой национализации БВУ не будет, ведь в каждом из них в числе акционеров сидят такие дяди и тети, такое мощное лобби, мало не покажется. Другое дело в преддверии вторжения иностранных банков согласно договору с ВТО, чтобы выдержать конкуренцию с ними маломощные банки будут вынуждены объединяться.

Развитие МСБ, какие угрозы могут ожидать малый и средний бизнес? Какие шаги и меры со стороны государства необходимо предпринять для сохранения имеющегося потенциала в секторе МСБ и улучшения бизнес среды в Казахстане?

В 2018- году вступает в силу новый единый для всех стран ЕАЭС Таможенный кодекс. Разработка общих для ЕАЭС законопроектов осуществляется научными организациями исключительно Российской Федерации. Естественно в дальнейшем они обсуждаются в Комиссии ЕАЭС и принимаются сообща, но на начальной стадии формировании этих документов научные работники РК, РБ, КР и АР оказать не могут. Во многом представители нашей науки и политики ни сном, ни духом не представляют, какие там разрабатываются документы.

На наш взгляд, подготовка законопроектов должна проводиться исполнителями из разных стран на конкурсной основе. Ведь деньги на разработки общие. В итоге все законопроекты изначально пишутся под Россию, а их специалисты получают свои неплохие дивиденды в отличие «младших братьев» по Союзу. В Союзе «равных» с 2018 года усилится конкуренция между предпринимателями малого и среднего бизнеса.

Крупные компании, представляющие в основном национальные предприятия, надежно защищены государством и им ничего не грозит. А вот малый и средний бизнес, особенно действующий в производственном секторе, безусловно, ожидают не легкие дни. Здесь наряду с конкуренцией с российскими производителями может вклиниться монетарный фактор.

В связи с политической нестабильностью положения РФ на мировой арене и при возможном усилении санкции со стороны США, ЕС и других стран, а также при возможном выходе РФ из ВТО,(о чем неоднократно в последнее время пишут в российской прессе) может резко потерять цену российский рубль, что станет предтечей повторения сценария 2015 года, когда отечественный малый и средний бизнес нашей страны получил серьезный удар, хотя наши потребители с радостью потирали руки.

Думается, что прежде всего надо дать оценку состоянию отечественному малому и среднему бизнесу. МСБ у нас состоялся лишь количественно и причем в иррациональной форме. Если в развитых странах доля производимой МСБ продукции составляет 70% валового внутреннего продукта, а значительное число его субъектов приходится на производственную сферу, то в нашей экономике его доля  в ВВП едва дотягивает до 26%, а в производственной сфере функционирует лишь 23,7% от всех субъектов МСБ страны, в том числе в  промышленности- 2,9%,  строительстве-2,7% и сельском хозяйстве-18,1%. В нашей экономике подавляющее       число субъектов МСБ занято в торговле и сфере оказания услуг.

В сфере «купи – продай» сосредоточено более половины субъектов малого бизнеса. Но это не продуктивно, оно может лишь иллюзорно создавать благополучие в этой области экономики, обеспечивая лишь само занятость, улучшая показатели занятости населения и избавляя чиновников от головной боли по безработице.

Никакой тут экономической эффективности отрасли не наблюдается. В чем причина такой  несбалансированности? Отраслевая структура кредитов банков второго уровня субъектам малого предпринимательства показывает, что большая часть кредитных ресурсов БВУ сконцентрирована (более 50%) в отрасли торговли. Мы уже говорили до этого о кабальных процентах кредитов БВУ, большинству эти ставки просто не подъемны.

А почему они приемлемы для торговцев? Да потому, что у них в руках плохо контролируемые государством цены на реализуемые ими товары и услуги. Оптовые цены, как на импортные так и на отечественные товары монополизированы крупными оптовиками, а розничными ценами манипулируют на свое усмотрение субъекты малого бизнеса, тем самым раскручивая инфляцию, ухудшая без того трудное положение простых граждан. В развитых странах государство жестко контролирует цены потребительских товаров, не малую лепту в эту борьбу вносит гражданское общество и отдельные рядовые покупатели, а главным образом развитая добросовестная конкуренция.

Любое повышение цены там воспринимается как ЧП и требует десяток обоснований и объяснений. У нас настолько апатичны покупатели и бездеятельны антимонопольные органы, что торговля и сфера общественного питания превратились в «качалку» доходов без «черного золота».

Наше государство, безусловно, много сделало и делает все возможное для развития малого предпринимательства. Но всяческая поддержка малого предпринимательства осуществляется без структурной целенаправленности.

На сегодняшний день в нашей стране в рамках политики поддержки предпринимательства действуют 8 государственных органов и организации, 6 неправительственных и 4 коммерческих организаций. Как гласит народная поговорка: «У семи нянек дитя без глаза». На уровне институтов поддержки МСП происходит раздача проектов, что дифференцирует предпринимателей на «обласканных» и обделенных. У каждого акима и акимчика свой кошелек в лице обласканных субъектов МСБ, которым и предстоит выигрывать проекты при « раздаче слонов».

На наш взгляд, для конкурентного развития необходимо создавать одинаковые условия для всех субъектов бизнеса. Это должно обеспечиваться равным доступом всех предпринимателей к производственным ресурсам. Всем на одинаковых условиях должны выделяться земельные участки на застройку, доступные кредитные и финансовые средства, налоги с учетом жизненного цикла предприятия.

К примеру, в Китае применяется полное освобождение лет уплаты налогов до двух лет, за которым следуют три года с половинчатой налоговой ставкой. Предусмотрены низкие ставки по инвестициям в свободных экономических зонах и открытых экономических зонах на побережье. В Индии, Малайзии, Сингапуре и в ряде других странах широко практикуются налоговые каникулы.

Чрезмерная “зарегулированность” правого поля малого и среднего бизнеса создает барьеры при регистрации и ликвидации, лицензировании и получении разрешительных документов. Как показывает мировая статистика, в странах ЕС подлежит лицензированию до 12 видов деятельности, в Сингапуре -8, в Индии-5, тогда как в Казахстане их более 200 видов. Такие искусственные бюрократические барьеры усиливая зависимость частного бизнеса от расположения к ним чиновников.

Для более плодотворного и эффективного взаимодействия бизнеса с государством необходимо минимизировать административные процедуры и проработать вопрос обеспечения обязательного участия предпринимательских объединений в разработке нормативно-правовых актов, касающихся малого бизнеса.

Важную роль в системе налоговых вычетов играет амортизационная политика. Наши налогоплательщики могут приобретать новое оборудования только за счет прибыли от основной деятельности и эти затраты имеют право вычесть лишь в следующем году и только при наличии подписанного контракта. Такие ограничения отрицательно влияют на обновление основного капитала отечественных производителей и тормозят их технологическое, инновационное развитие.

Инновационное развитие МСБ само по себе предполагает наличие соответствующей инновационной структуры – инновационных центров, технологических парков и бизнес инкубаторов, свободных специальных экономических зон. Только грамотная организация и оптимальный выбор местоположений элементов инновационной инфраструктуры может обеспечить возрастающую отдачу на единицу вложенного капитала, стимулируя и активизируя процессы модернизации и структурной перестройки.

Для стимулирования МСБ в малых городах и сельских населенных пунктах целесообразно вводить специальные правила для местных субъектов малого предпринимательства. В частности, применение «нулевых ставок» по корпоративному подоходному налогу на реинвестированную сумму прибыли для приобретения нового оборудования. Это несущественно повлияет на объем налогового поступления в бюджет, ибо отчисляемая сумма налога по данному виду от малых предприятий, действующих в малых городах и сельской местности незначительна. Эта мера значительно подняла бы уровень капитализации местных малых предприятий, смягчая в какой-то мере раболепную их зависимость от местной администрации.

Важнейшей проблемой экономического развития страны на современном этапе это кооперация, интеграция и кластеризация МСБ с крупным бизнесом. В развитых странах крупный бизнес не противопоставляется малому, он не подавляет мелкие предприятия, ибо они находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, взаимно дополняя друг  друга. Существуют различные формы взаимовыгодного сотрудничества крупного и малого бизнеса особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках. Это и субконтрактационные, субподрядные отношения, венчурный бизнес, франчайзинг и создание кластеров.

Если получаемая выгода крупным предприятием от подобного рода взаимодействия с малым предприятием выражается в использовании их рыночной и структурной гибкости, инновационных возможностей, то малому предприятию такая деятельность обеспечивает экономическую устойчивость. В данное время как никогда необходимо решать вопрос участия малых предприятий в производственной цепочке крупного предприятия.

Малый и средний бизнес не сможет нарастить свой производственный потенциал, поставляя крупному бизнесу канцелярские и прочие товары, предоставляя услуги уборки, охраны объектов и т. д. Ибо все эти отрасли не дают никаких перспектив для их развития. У отечественных крупных компаний существуют устоявшиеся схемы поставщиков ( главным образом зарубежных), которых они не хотят менять.

Крупный бизнес не заинтересован в передаче своих участков производственных работ местным малым  предприятиям. Для пробуждения у них интереса государству необходимо разработать ощутимые стимулы, например, предоставление преференций крупным компаниям, передавшим какой-либо производственное звено малым предприятиям и непосредственно участвующим в процессе освоения технологий и наладки производственного цикла у малого предприятия.

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *