Евгений Танков получил широкую известность за пределами родной Караганды благодаря своему публичному эпатажу. Нестандартные методы привлечения общественного внимания к проблеме нарушения прав человека в Казахстане является одной из особенностей этого талантливого юриста.
МУХОБОЙНЫЙ юрист, именно так окрестили Евгения после того, как он совершил «сатирический перформанс» в зале районного Суда города Караганды.
За судью отказавшегося выйти на «мухобойную» дуэль, вступились коллеги-судьи, расценив действия юриста как «неуважение к суду» и приговорили его к трем годам лишения свободы. После выхода на свободу Евгений Танков продолжает генерировать идеи, размышляет об обществе, политике и системе власти. Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью для ALMAKZ.INFO
Евгений, обществу известны твои нестандартные методы привлечения внимания людей к существующим проблемам в области прав человека. Ты пытаешься по своему установить справедливость в рамках правового поля, при этом не лишая себя удовольствии применять сарказм в отношении тех, кто работает в полиции, прокуратуре и судах. Откуда ты черпаешь идеи? Кто или что тебя вдохновляет? Где находится колодец либо склад твоего креатива?
Начнем с конца. Колодец — у Демокрита, а склад, вероятно, на улице Ермекова в городе Караганде. Оттуда и черпаю. Вдохновляют меня сотни авторов и тысячи произведений. Применительно к последнему из громких (гражданско-процессуальное превращение посредством отшлепывания) в первую очередь нужно вспомнить Марину Абрамович и Пьеро Мандзони. Поскольку большую часть моих самых известных артактов можно условно назвать хеппенингами, стоит упомянуть Аллана Капроу, который, наряду с Маяковским и Джаддом, был важен для «Самого Синего Дня» (раздачи апельсинов, производившая теперь уже в семи странах). Но эта раздача была бы невозможна без своевременного приручения полицейских, cчем мне помогли Морихэй Уэсиба и Людмила Петрушевская. Если припомнить другой самый известный судебный хеппенинг — гражданско –процессуальное воскрешение кардинала Ришелье и Севастьяна карагандинского, проходивший в рамках легализации радости, а также следующие за ним, прозрачно намекну, что дело не обошлось без Монти Пайтонов. Обожаю этих ребят! И само воскрешение, и судебные артакты в прочих судебных инстанциях, являлись своеобразными реенактингами их судебных скетчей. Из философов ключевое влияние на меня оказали Фридрих Ницше и Жиль Делез. Что же касается актуального влияния создателей новейших художественных форм, в числе первых окажутся Алле, Дюшан, Кляйн, Бурден и Кошут. Не забуду упомянуть и о венских акционистах.
Почему ты выбрал профессию юриста? Может какой-то случай из детства или юности способствовал твоему выбору, а может кино герой, или литературный персонаж оказали на тебя сильное влияние, что ты проснулся, и сказал, пойду бороться с несправедливостью и пошел учиться на юриста?.
Окончательно желание оформилось в девяносто пятом, и ни с каким героем/персонажем оно напрямую не связано. Параллельно с юридическим я обучался на филологическом факультете, но ни то ни другое не играло в моей деятельности определяющей роли. Основная сфера интересов – философии, мифологии, а также современные эстетические практики. Но юриспруденция тоже пригодилась!
Что бы ты изменил в системе наказания человека за преступления? Стоит ли содержать преступников в тюрьмах? Оправдывает ли себя система КУИС в Казахстане? Какой контингент находится сейчас в тюрьмах, и чего они не заслуживают? Стоит ли содержать политзаключенных отдельно? Были ли интересные случаи из личного опыта пребывания в местах не столь отдаленных?
Я бы отменил смертную казнь, а для действующих чиновников ввел бы пожизненные общественные работы. В исправительных учреждениях стоит содержать тех, кто представляет непосредственную опасность для окружающих из-за насильственного характера преступлений. Что касается существенной части других заключенных, осужденных за преступления, связанные с имущественными интересами, то их следует лишить возможности совершать подобные преступления. Коррупционер не должен работать в госорганах, а потенциальный вор — по возможности должен быть обеспечен работой. Действующая система КУИС демонстрирует крайне низкие показатели и де-юре и де-факто.
Сами нормативные акты, начиная с УИК, полны нестыковок и вопиющих противоречий, которые должны быть устранены.
В тюрьмах сейчас находится разный контингент, заслуживающий разного, но в любом случае не всевозможных пыток, которыми они подвергаются в так называемых исправительных учреждениях.
Как единственный «политзаключённый» в карагандинской области, установивший рекорд пребывания в «психоизоляторе», официально заявляю, что в этом нет необходимости, как и в самих политзаключенных. Интересных случаев было слишком много, «артактов» же, прямо или косвенно с ними связанных, осуществленных в «местах не столь отдаленных» — ровно сорок шесть. Так что информации слишком много.
Недавно снова, или как сказать по привычке, произошли государственные перестановки: Есть ли какая-то надежда, что такая ротация, поможет судебной системе, прокуратуре, и бывшему «финполу» отныне работать исключительно в интересах граждан Казахстана? На твой взгляд, что нужно было сделать дополнительно?
Есть надежда на то, что и «ратируемые» и «ротаторы» будут привлечены к соответствующей уголовной ответственности. А сделать нужно так, чтобы эта надежда стала данностью.
В самом коррумпированном министерстве внутренних дел никаких перестановок мы не увидели. Никакие реформы там не проводятся, но по-прежнему продолжаются нарушения прав наших сограждан со стороны сотрудников полиции. На твой взгляд, в чем секрет долголетия главы МВД, Калмухамбета Касымова?
Проще всего скаламбурить по поводу непотопляемости министра внутренних дел Калмухамбета, но если “серьёзно”, полагаю, что все дело в количестве чужих скелетов в его личных шкафах.
В последнее время в обществе появились разговоры о том, что президент Назарбаев стареет, ему пора на покой, а стране нужен новый лидер. При этом мало кто задумывался о будущей политической системе Казахстана, зато считают, что Казахстан является светским и демократическим государством. На твой взгляд, в каком мы живем обществе и государстве? Какое общество мы заслуживаем, и самое важное, куда мы должны стремиться?
Государство, в котором мы проживаем, является провинциальной углеводородной «демокрадурой», к сожалению. Общество соответствующее. В то же время здесь немало милых и небесталанных индивидуумов, ради которых стоило бы что-то делать. Что же касается «стремления» и «долженствования» , применительно к некоему абстрактному «мы», ограничусь небанальным трюизмом: лично я стремлюсь стать автором своего собственного предназначения в степени, недостижимой для прочих представителей хомо сапиенс сапиенс.
Не сегодня, завтра глава государства Н.Назарбаев уйдет на заслуженный покой или мир иной. В общем, покинет нас. Давай на минуту представим, как это будет выглядеть? Это море слез нуротановцев и членов правительства, молодые жасотановцы машущие траурными ленточками, по всей стране пройдет траур? или все- таки праздники радости во всех областях и аулах Казахстана? Как ты думаешь, лидер нации задумывался о том, какую он память о себе и страну оставит после себя?
Будет и то, и другое. Он задумывался, но, как мы понимаем, не слишком эффективно. Он вообще не отличается сообразительностью.
На твой взгляд, какой человек, после Назарбаева сможет взять в руки власть и провести необходимые демократические реформы в стране, учитывая, что народ в этом процессе активности как обычно не проявит? Или этот человек будет продолжать тот же назарбаевский курс? Откуда он должен выйти? Он или она? Это представитель бизнеса, спортсмен, актер, судья, прокурор, может военный, правозащитник, гражданский активист, общественный деятель, лидер политической партии?
После всего того, что я сделал в стране, для страны и со страной, я, как порядочный человек, просто вынужден буду стать здесь президентом. Для меня это не цель и не средство, а во многих отношениях печальная необходимость. Если бы нашелся неглупый, порядочный и достаточно смелый человек, заявляющий о подобных намерениях, я бы сам с радостью проголосовал за такого. Ну а пока не вышел я летами!
Ты веришь, что в Казахстане, будет установлена монархия?
Де-юре – нет, а де-факто – она установлена
Что такое гражданское общество? Что такое быть гражданином светского и демократического государства? Твой рецепт гражданственности.
Если говорить о Казахстане, то демократизм здесь по преимуществу декларативный, да и со светскостью случаются пробуксовки. Мой рецепт: бесстрашие, изобретательность, задор.
Да будет радость неизбывной!!!