Эфир телекомпании Телеканал Прямий
«The WEEK» Тараса Березовця та Пітера Залмаєва (Peter Zalmayev) від 11 листопада 2017
Питер Залмаев: В недавнем сливе информации об оффшорах опубликованной немецкой газетой Süddeutsche Zeitung , так называемые “Paradise Leaks”, кроме про бывшего генсека НАТО, поп-звезд Мадонны и Боно, членов британской королевской семьи, замешаны и ваши бывшие соотечественники, из Казахстана. И это уже не первый раз. Расскажите кто и что это за люди?
Акежан Кажегельдин: На самом деле, я думаю, это не большой сюрприз, ожидаемое явление. Наши чиновники в начале 2000-х годов приняли решение в массовом порядке бежать из отечественной экономики и прятаться за рубежом. Но эта история интересна тем, что нынче напечатали историю про одного из высокопоставленных чиновников в правительстве Казахстана и этот чиновник имеет историю чиновничества более 20 лет. Он пришел в кабинет министров еще при мне.
Он был много раз министрами и последние 15 лет он был навсегда завязан на секторе нефти и газа. Я думаю, что подозрения о том, что он выводил и прятал большие суммы денег имеет под собой какую-то почву и ему теперь предстоит только оправдываться в этом.
Питер Залмаев: Вы находитесь в Лондоне, одном из мировых финансовых центров, где уже имели место, несколько лет назад, скандалы с недвижимостью принадлежащей членам семьи Назарбаева. В чем заключался тот скандал, и какие шаги были предприняты, если вообще они предприняты, соответствующими органами власти?
Акежан Кажегельдин: Самый большой скандал был связан с тем что семья старшей дочери президента Назарбаева была замешана в рэкете, в захвате чужой собственности, чужого бизнеса и вывода капитала за рубеж.
Значительная часть денег, которые были вывезены за рубеж, были потрачены на приобретение собственности в ряде стран Европейского Союза, включая Великобританию.
В Великобритании, как оказалось, была самая дорогая собственность. Сейчас это является предметом юридического разбирательства — идет процесс .
Я думаю что этот процесс закончится тем что жертвы Рахата Алиева и Дариги Нурсултановны все таки получат то что они потеряли более пятнадцати лет назад.
Питер Залмаев: Как должны бороться правительства западных стран в целом, и западные финансовые институты в частности, с оттоком капитала из своих стран в оффшоры, а также с тем фактом что они сами, западные демократии, стали пристанищем зачастую нечестно нажитого капитала из третьего и второго миров, в том числе из Казахстана и Украины? Ведь главными финансовыми центрами остаются Лондон и Нью-Йорк, а не экзотические острова с чередой пальм вдоль берега?
Акежан Кажегельдин: Следует ответить на этот вопрос в двух плоскостях.
Западным странам необходимо следовать тому что они пообещали своим гражданам. После кризиса 2008 года они обещали что , и надо отметить что занимаются этим последовательно, обнаружат раскроют заморозят конфискуют эти деньги — что и происходит. С точки зрения стран откуда бегут деньги, то им надо бороться с коррупцией по-настоящему. Потому что коррупция сегодня является большим врагом для всех правящих режимов чем оппозиция и возможная революция.
Питер Залмаев: Господин Кажегельдин, спасибо большое за то что присоединились к нам сегодня!