ЧЕСТНЫЙ ОТВЕТ ОТ ТАЛГАТА МАМЫРАЙЫМОВА

ЧЕСТНЫЙ ОТВЕТ в рубрике  “политика и общество” дает независимый политолог- аналитик, Талгат МАМЫРАЙЫМОВ

Инструмент  искусственной манипуляции общественным мнением

Соцсети можно рассматривать как площадки, где многие казахстанцы артикулируют такие мнения, которые они вряд ли бы сказали в других местах, например, на телевидении, в акимате и т.п. Однако это не означает, что всё происходящее в соцсетях нужно воспринимать как изоморфное отображение того, что происходит в социальной физической реальности.

Власти понимают, что из года в год усиливаются позиции казахского электората и они, соответственно, пытаются заигрывать с ним, имитируя озабоченность «казахскими» проблемами. Для Назарбаева и его соратников удержание своей личной абсолютной власти является главным интересом, который направляет, как внутриполитическую, так и внешнеполитическую стратегию.

О феодально-партийной системе Казахстана

Партийная система, парламент в Казахстане – это фикция, имитация такого рода демократических институтов. Это нечто вроде игры Акорды для внутреннего и внешнего потребителя. Мы живем в сословном обществе, ресурсном государстве с раздаточной экономикой, где центр распределяет ресурсы в зависимости от преданности и служения его интересам. При этом наше общество, по сути, является порождением государства – его подсобным хозяйством. Такая политическая система, такое государство-общество существует в Казахстане несколько веков. Её современный вид сложился в советское время. При Назарбаеве началась архаизация всей общественной и политической жизни, с откатом к авторитарным ценностям и нормам традиционного общества. Так у нас сложилась своеобразная неофеодальная политическая система в виде сетей сеньоров и вассалов во главе главного феодала. Поэтому в таком обществе не может существовать публичная политика, отображающаяся в конкурентной и прозрачной партийной системе, включающей в себя и политическую оппозицию действующему режиму.

Где нет общественного мнения, есть лживые рейтинги

В Казахстане нет классического общественного мнения – общество открыто не артикулирует свои скрытые интересы, позиции и не может их реализовывать в процессе принятия решений. А сейчас нет даже публичного мнения основных групп интересов, элитарных группировок – есть только мнение Акорды и Назарбаева. То есть в нашем политическом процессе нет никакой репрезентативности интересов различных социальных групп. В нашей стране почти любой рейтинг, тем более политический, является фикцией, плодом творчества разных людей, которые так продвигают свои интересы, укрепляют выгодные связи. Например, акиму Алматы Б.Байбеку, как сыну одноклассника Назарбаева, априорно уготованы ведущие позиции во всех рейтингах.

О невозможности существования свободы слова в Казахстане

Свободная пресса невозможна в условиях государства-общества, доминирования авторитарных традиционных ценностей. Другими словами, независимые СМИ в Казахстане не могут существовать потому, что такой формат, такая ценность никак не укладывается в социальные установки и нормы нашего общества, органичными членами которого являются представители власти. Более того, авторитарная правящая элита выступает для всего общества референтной группой, то есть на ценности и нормы которой ориентируются почти все остальные казахстанцы.

Об активизации заграничного бюро оппозиции

Думаю, что Акорда может пойти на временный союз с Кажегельдиным для снижения социальной и политической напряженности, когда пригласит его занять, допустим, пост премьер-министра. Кажегельдин, видимо, это чувствует и пытается играть на опережение. В данном случае всё будет зависеть от ценовой конъюнктуры на нефть, металлы и уровня поддержки Аблязова и других оппозиционных лидеров в нашем обществе.

Власти опасаются Аблязова

Я – политический аналитик, а не политик. Поэтому не буду участвовать в информационной войне, которая развернулась между Акордой и Аблязовым. Но один тот факт, что наши власти так активно и массировано проводят информационные атаки на Аблязова, говорит о том, что они его сильно опасаются. Но это не значит, что народ может поддержать Аблязова и другие оппозиционные силы. У нашего народа очень высокий уровень конформизма и лояльности по отношению к власти. А то, что многие казахстанцы ругают власть, ничего не значит, поскольку у нашего народа есть двоемыслие, то есть способность одновременно ругать власть и поклоняться ей. Это двоемыслие является порождением традиционных авторитарных норм и ценностей государства-общества.

Политические прогнозы на ближайшие 5 лет

Не думаю, что наша страна успешно пройдет догоняющую модернизацию и придет к построению нормальных демократических институтов. Сегодняшнее молодое поколение, которое придет на смену сегодняшнем режиму, исповедует авторитарные, архаичные политические и социальные ценности. И они, по всей видимости, даже будут еще сильнее ущемлять различные гражданские и политические права казахстанцев, особенно инакомыслящих. Поэтому эти люди во внешней политике будут ориентироваться на недемократические режимы – будет развиваться экономическая интеграция с Россией и Китаем. А с Западом они продолжат заигрывать, тем более имеют в своем составе довольно многочисленную команду единомышленников-болашаковцев, учившихся в западных вузах.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*