Постановка режиссера Болата Атабаева, рассказывает о народе, который живет высоко в горах, но все там живут под «страхом». Жители этого аула боятся снежной «лавины», они вынуждены шептаться между собой. Только 90 дней в году они могут веселиться, петь, плясать, в общем закатывать той и только в эти дни женщины могут приносить на свет новых жителей гор. Оттого и получил такое название этот драматический труд, – «Қоркыныш көшкіні» (Лавина страха)
Поведаю вкратце об этой истории.
Жители беспрекословно живут по строгому закону, установленному старейшинами аула. Закон суров тем, нельзя кричать, стрелять из ружья, даже женский крик при родах может вызвать сход снега с гор в период «общей тишины». Если кто попытается нарушить этот запрет ждет того участь предстать перед судом и получить смертный приговор. Был оказывается там у них один смельчак, ему надоело молчать, он намеревался крикнуть от всей души. Своими намерениями он делится с братом, брат донес отцу, а тот на суд. Брата казнили.
Неправда ли из жизни взято? Не мало у нас примеров, когда брат доносит на своего брата, но не эта главная тема моих мыслей.
Вернемся к молодым супругам. У молодой женщины начались схватки, хотя до положенного срока ей остается еще месяц. По закону старейшин, таких «преступниц» следует закапывать живьем. Если получилось так, то значит нарушен закон. Родители должны следить за детьми, чтобы дети не дай бог зачали ребенка в неположенный день. Коль так получилось нужно донести, аксакалам. Приговор был очень краток и справедлив на взгляд старейшин, ее следовало предать земле живьем. Но отважный муж несчастной, взяв в руки ружье, выстрелил в небо. Лавины нет – лавина миф. А закон нужен был, чтобы держать людей в молчании, под страхом! Вот и спектаклю конец.
Не буду говорить за всех, этот сильный труд привел меня к мысли, что мы живем чуток лучше героев этой постановки. У каждого общества и народа есть свои страхи. Например, американцы и почти весь запад бояться террористов мусульман, арабы евреев, евреи бояться тоже террористов, китайцы насекомых, которые могут сожрать весь урожай, а мы боимся нашей власти. Хотя нет, наверное, мы боимся ее не везде, например, на кухне наш народ самый оппозиционный в мире и настроен радикально по отношению к власти и ко всем кто там находится. Но все же, мы боимся перемен, а уже потом Китая, после этого мы думаем об опасности Таможенного союза с имперской Россией. Я бы сказал так, наши страхи находятся внутри нашей страны, не дай бог власть поменяется! «Уж лучше подождем, пусть он уйдет сам с помощью всевышнего». Согласитесь, друзья мои так думают примерно 91% жителей Казахстана. Именно жителей, а не граждан. 91%, ЦИК ведь не будет врать своим гражданам, а жителям все равно без разницы.
У нас есть паспорт, удостоверяющий личность жителя Казахстана, и все, на этом и заканчивается наше гражданское бытие. Не спорю, у нас есть права, но кому они нужны? Например, у нас в Конституции черно по белому написано каждый имеет право на самовыражение, высказывать свое мнение. Мы, оказывается, можем вместе на площади собираться, и к тому же высказываться, имеем право. Круто, нам это позволяется, но откройте другой закон, «о собраниях», который, тоже позволяет собираться, но только с разрешения местного акимата, а так самовольно, ни в коим случае. Могут за самовольство еще на 15 суток закрыть, и штраф выписать, который студент демократ будет выплачивать из своей крохотной стипендии целый год, если она у него, конечно, имеется и тем более сохраниться после выхода на свободное собрание.
Это еще один из множества страхов. Вообще примеров со страхами у нас масса, но все-таки основной страх наших жителей сконцентрирован в вопросе ПЕРЕМЕН. Почему? Для нас перемены очень страшны, мы не знаем, что будет после перемен, потому что мы не знаем, как правильно нужно жить. Как лучше можно жить, а еще точнее какими путями всего этого достичь. Думаю, гражданин не стал бы задаваться такими банальными вопросами о будущем своей страны. Он бы просто жил пользуясь своими правами делал бы все для процветания своего государства.
Вы спросите, а кто такой гражданин, и какие ему еще нужны права? Думаю, гражданин этот тот, кто свободен духом, он стремится к лучшему для себя, своих близких и потомков, но самое главное он понимает, что для того чтобы всем жилось лучше, его государство должно меняться к лучшему.
Есть среди нас такие, но их мало их даже не 9% от 91%, по пальцам можно таких пересчитать. Власть не дремлет. Таких неугомонных, она по-своему пытает, травит на них общественность, ломает, убивает. Ну а более покладистых власть прикармливает и делает своими и собой, в итоге все равно власть остается в выигрыше. Мы с вами уважаемый читатель знаем не мало примеров из истории современного Казахстана и нашей нынешней реальности о борцах за справедливость. Я не хочу заниматься рекламой наших борцов за правду, в большинстве своем они дискредитировали понятие борьбы за справедливость, потому что они ее продали за временные блага, поменяли майданна кресло, цена всем этим благам – совесть и честь.
Быть может я идеалист, который считается со своей совестью и думает о чести. Я оптимист и верю, что среди наших жителей есть граждане, с которыми у нас есть единое целое это борьба за справедливое государство! Никто нам не мешает объединяться, нужно убить в себе временщика и пробудить в себе хозяина, вот что нужно народу. Лидер сам появиться из народа, он сможет повести свой народ к переменам. Ни в коим случае не нужно его создавать искусственно, возделывать и очаровываться им. Мы знаем, как действуют такие в самые важные времена, все знают, такие всех просто кидают. Кидают и топят наши надежды, нас долго после этого не покидает чувство разочарования в лидерах, но мы все прощаем. Мы такой народ. Мое мнение может не совпадать с Вашим, просто к такой мысли я пришел на сегодняшний день.
Улан ШАМШЕТ
17.04.2010